Закон об образовании

BAA

 

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

(ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 16 ИЮЛЯ 2013 ГОДА)

 

ЗАКОН

 

ПРЕЗИДЕНТ

ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

Образование является обладающей стратегическим значением и приоритетно развиваемой сферой деятельности, лежащей в основе развития личности, общества, государства.

Целью образования является удовлетворение потребностей личности во всестороннем развитии для реализации всех своих способностей, повышения качества своей жизни и работы, приумножения на этой основе экономического, культурного и духовного наследия для обеспечения социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики.

В задачи обучения и воспитания как составных частей образования в условиях демократического правового государства входит подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными навыками, проникнутых идеями гуманизма, миролюбия, патриотизма, социальной справедливости, соблюдения общепризнанных гуманистических ценностей, прав и законов.

Настоящий Закон утверждает общие основы структуры, деятельности и управления системы образования Приднестровской Молдавской Республики и представляет собой правовую базу для других законодательных актов Приднестровской Молдавской Республики, касающихся вопросов образования.

 

Статья 1.Основные понятия и термины

 

1. Под образованием в настоящем Законе понимается процесс воспитания и обучения человека в интересах самой личности, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития государства, совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества.

Образование включает все виды и формы организованной, целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой государственными и негосударственными (общественными, частными) организациями образования, объединениями юридических лиц, общественными объединениями, реализующими деятельность в области образования; индивидуальными предпринимателями, осуществляющими индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, а также другими участниками образовательного процесса в целях удовлетворения образовательных потребностей государства, его граждан и общества в целом.

2. Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного уровня, который удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Приднестровской Молдавской Республики.

Образование в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется в соответствии с настоящим Законом, другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики и нормами международного права.

3. Организация образования – организация, осуществляющая образовательный процесс по программам, отвечающим требованиям государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования, и (или) обеспечивающая обучение и воспитание.

4. Государственный образовательный стандарт – совокупность требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, уровень подготовки обучающихся,уровень кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.

Требования государственного образовательного стандарта обязательны для исполнения всеми организациями образования, реализующими основные образовательные программы уровней образования, за исключением организаций образования, имеющих свидетельство о государственной аккредитации на оказание образовательных услуг по образовательным программам данного уровня образования, направления подготовки (специальности), выданное в иностранном государстве.

5. Система образования – совокупность взаимодействующих преемственных государственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их организаций образования независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; органов управления образованием и подведомственных им организаций; объединений юридических лиц, общественных объединений, реализующих деятельность в области образования; а также граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, и иных участников образовательного процесса.

В системе образования могут создаваться и действовать научно-исследовательские, конструкторские, опытные, учебно-опытные организации, а также клинические базы, ботанические сады, музеи, библиотеки и иные организации, деятельность которых связана с образованием и направлена на его обеспечение.

6. Образовательная политика – совокупность основных направлений деятельности органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, а также общественных объединений по отношению к функционированию и развитию системы образования в целом или её отдельных составляющих.

Образовательная политика складывается из трех основных элементов:

а) аргументированных представлений и фундаментальных идей о целях и содержании образовательной деятельности в едином контексте культурно-исторического процесса;

б) характера действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики об образовании и выдвигаемых законодательных инициатив;

в) общей направленности повседневной организаторской и управленческой деятельности в сфере образования.

7. Государственная политика в области образования – направляющая и регулирующая деятельность государства в области образования, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей образования для достижения определенных государством стратегических целей и решения задач общегосударственного значения. Она реализуется посредством принятия законов, подзаконных актов, общегосударственных программ, а также путем привлечения общественных объединений и граждан Приднестровской Молдавской Республики для её поддержания имеющимися в их распоряжении средствами.

8. Образовательная стратегия – концепция, заложенная в основу образовательной политики. Стратегия развития образования определяет основные направления развития системы образования как целостного социального института.

9. Автономия организаций образования – самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики и уставом учебного заведения.

10. Академическая свобода – свобода педагога излагать учебный предмет по своей методике на уровне не ниже государственного стандарта, в русле учебной программы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

11. Общее образовательное пространство – общность государственной политики в сфере образования; согласованность государственных образовательных стандартов, программ, перечней профессий и специальностей; уровней образования, нормативных сроков обучения, стандартов и требований по подготовке и аттестации кадров, гарантирующих свободу в реализации прав граждан на получение образования.

         12. Образовательная программа – документ, определяющий содержательную сторону обучения (содержание образования) в пределах уровня образования.

         Образовательные программы могут быть:

         а) основными – определяющими содержание обучения в пределах государственного образовательного стандарта.

         Содержание основной образовательной программы направлено на освоение учащимися обязательного минимума знаний, умений и навыков, установленного государством;

         б) дополнительными – определяющими содержание обучения за пределами, установленными государственным образовательным стандартом.

Содержание дополнительной образовательной программы направлено на расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных или получаемых при освоении обучаемыми основных образовательных программ соответствующего уровня образования.

13. Педагогический работник организации образования – лицо, осуществляющее (на основании заключенного трудового договора) образовательный процесс в организации образования, своей деятельностью реализующее одну или несколько образовательных программ, имеющее квалификацию, определяемую нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования,высшее профессиональное или среднее профессиональное образование либо прошедшее в установленном порядке профессиональную подготовку.

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Скачать (посмотреть) полную версию документа можно по ссылке ниже:

Добавить комментарий