ОПИСАНИЕ: Профессия воспитателя детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием входит в рейтинг одной из самых востребованных профессий, которая обеспечивает коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы. Воспитание таких детей направлено на коррекцию отклонений в когнитивной и психоэмоциональной сфере — насколько это возможно для конкретного ребенка. Воспитатель помогает упростить социальную адаптацию дошкольников, дает им образование, организует мероприятия для укрепления здоровья и всестороннего развития. Воспитатель детей с особыми потребностями: организует обучение, игровую, творческую деятельность, общение со сверстниками; следит за организационной стороной воспитания — водит подопечных на прогулку, следит за дневным сном, приемами пищи (вместе со вспомогательным персоналом), проводит гимнастику; взаимодействует с родителями/законными представителями детей, врачами;
следит за методическим обеспечением процесса обучения; отслеживает и оценивает динамику изменений для коррекции способов воспитания. Такие педагоги «универсальны»!
Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием должен уметь:
- проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, воспитанности и обученности детей с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
- организовывать содержательную жизнь воспитанников организаций дошкольного образования общеразвивающего и компенсирующего видов;
- руководить основными видами деятельности дошкольников;
- обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды; взаимодействовать с ребенком;
- вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
- владеть умениями в области тех видов деятельности, которым педагог обучает дошкольников.
Квалифицированный воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием должен знать:
- нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений для детей дошкольного возраста, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства воспитания и обучения дошкольников с сохранным и нарушенным развитием;
- основы психологии человека и психологические особенности нормально развивающихся детей и дошкольников с отклонениями в развитии;
- своеобразие методик формирования разных видов деятельности детей в зависимости от состояния их психофизического развития;
- особенности анатомии и физиологии дошкольника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий;
- основы управления организации дошкольного образования общеразвивающего и компенсирующего вида.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
- интерес и любовь к детям,
- наблюдательность;
- внимательность;
- терпеливость;
- коммуникативные способности
- тактичность, доброжелательность, отзывчивость;
- креативность, творческое мышление;
- постоянный самоконтроль;
- организованность;
- высокая эмоциональная устойчивость;
- общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь;
- умение управлять коллективом.
Области применения профессии
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в различных образовательных организациях общеразвивающего, компенсирующего, коррекционного, в частных детских садах, центрах развития ребенка в качестве воспитателя;
- можно работать няней в домашних условиях.