УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ОПИСАНИЕ: Слово «учитель» рождает множество разных переживаний в сердце каждого из нас. Ведь именно с педагогами часто связаны наши самые яркие воспоминания об успехах и неудачах, победах и поражениях, которые надолго запоминаясь, так или иначе, зачастую влияют на всю нашу последующую жизнь… Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. Учитель начальных классов преподает уроки в соответствии с программами начального общего образования, организует внеурочную деятельность и общение младших школьников, осуществляет классное руководство, ведет необходимую документацию. Учитель содействует формированию стремления у учеников к освоению новых знаний, создает условия, способствующие раскрытию их творческого потенциала, способностей и возможностей. Учитель изучает индивидуальные особенности учащихся и, при необходимости, оказывает воспитательное психолого-педагогическое влияние, проводит со своими воспитанниками разъяснительную работу. Преимущества профессии: удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию, к самообучению.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Квалифицированный учитель должен знать:

  • учебные программы;
  • педагогику, возрастную и педагогическую психологию;
  • дидактику и методику преподавания;
  • основы законодательства в области образования в стране;
  • нормативные документы, определяющие деятельность образовательного учреждения, в котором он трудится.

Квалифицированный учитель должен уметь:

  • планировать, проводить и анализировать уроки по всем предметам начальной школы;
  • организовывать внеурочную деятельность и общение школьников;
  • осуществлять педагогический контроль;
  • проводить педагогическое наблюдение и диагностику;
  • выполнять обязанности классного руководителя;
  • осуществлять проектную и исследовательскую деятельность.

 

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве учителя необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • стремление к самопознанию, к саморазвитию, целеустремленность;
  • наличие ораторских способностей, лексическое богатство речи, умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
  • высокая степень личной ответственности, требовательность к себе и к другим;
  • самоконтроль, уравновешенность, терпимость;
  • интерес и уважение к личности другого человека, тактичность;
  • наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка);
  • качества ума: остроумие, критичность, последовательность, оригинальность и т.п.
  • артистизм, навыки актерского мастерства;
  • выраженная склонность к работе с людьми, т. е. высокоразвитая потребность в социальном взаимодействии, которая проявляется в стремлении к передаче знаний и к общению.
  • любовь к детям, проявление милосердия.

 

Области применения профессии

Большинство учителей работает непосредственно в сфере образования. Учителя востребованы в социальных организациях и в правоохранительных органах. Рабочим местом учителя могут являться:

  • школы,
  • детские сады,
  • детские дома, интернаты,
  • приюты, детские приемники-распределители,
  • детские центры творчества и досуга,
  • городские и муниципальные учебно-методические центры.